Skip to content

Работа редактором Знамени

Григорий Бакланов (в центре) в редакции журнала «Знамя» со своим первым замом В. Лакшиным, 1986.

С 1986–90 год “Знамя” под редакторством Бакланова впервые опубликовало “Собачье сердце” М.Булгакова, “Мы” Е.Замятина, “Повесть непогашенной луны” Б. Пильняка, “Колымские рассказы” В. Шаламова, “Верный Руслан” Г. Владимова, “Воспоминания” А. Сахарова, “Добро вам!” В. Гроссмана и отдельным изданием выпустило Годы войны, куда впервые вошли военные Записные книжки Гроссмана–и многое другое.

Георгий Владимов, из речи на празднике ж-ла “Знамя”, 13 января 1995 года:

“Стараниями Григория Бакланова задубелое кожевниковское Знамя сделалось первым журналом в стране, и таков был посыл, что и поныне сохраняется его лидерство. В конце концов, моего Верного Руслана приютил бы кто-нибудь другой, но, когда это требовало некоторой смелости и усилий, позвонил в мою эмигрантскую Тьмутаракань именно Бакланов. Естественно было мне сохранить верность Знамени, когда его подхватили критики Наталья Иванова и Сергей Чупринин.(…) Их гостеприимство и радушие мне трудно забыть, не меньше значило одобрение их предшественника, фронтовика и автора военной прозы.”

Лев Оборин, «О Григории Бакланове», «Знамя», №10, 2010:

«Бакланов был человеком, принесшим журналу “Знамя” независимость. В своих интервью он не раз говорил, что ему тяжело далось решение возглавить журнал. Но, едва он принял решение, дело его захватило: он не уставал повторять, как ждет талантливых рукописей, как гордится, что его “Знамени” удалось опубликовать “Собачье сердце” Булгакова, “Повесть непогашенной луны” Пильняка, “По праву памяти” Твардовского, “Новое назначение” Бека. Наряду с “Новым миром” “Знамя” стало центром “возвращенной литературы”. В “Жизни, подаренной дважды” большая часть текста посвящена — не войне! — а руководству “Знаменем”. Думается, не только потому, что о войне Бакланов уже написал в других своих книгах. Борьба за свободу литературы, кажется, естественным образом продолжала здесь борьбу за свободу человека, в которую Бакланов вступил семнадцатилетним выпускником школы. Выступая на партконференции, где ему пытались помешать говорить, он с горечью заметил, что борющиеся против гласности — борются за свое порабощение, причем “с такой энергией и страстью, с какой позволительно бороться только за свободу”. В своей автобиографии Бакланов восстанавливает историю мытарств за каждый шаг на пути от журнала, за которым ходила дурная слава, к тому “Знамени”, каким оно стало под его редакцией: как отстаивали Булгакова, Бека, Жигулина, как сражались за то, чтобы Владимир Лакшин стал первым заместителем главного редактора. Как в редакцию наведывались сотрудники в штатском. Как приходили письма читателей — коллективно возмущенные и индивидуально благодарные».

Подробнее — на сайте журнала:

http://magazines.russ.ru/znamia/2010/5/ob20.html

 

© 2023 grigorybaklanov.com. All Rights Reserved